Дорогой дневник, за окном такая метель, будто уже февраль. Пять минут назад был штиль, а сейчас как из ведра валит. Будто вся природа пытается продемонстрировать как весь мир пролетает мимо. Весь мир. Вся жизнь. Как бы близко не принимал к сердцу свою работу, а все же отделял ее от остальной жизни. Сейчас же работа и жизнь стали тождественными понятиями. И не потому что как-то сильно сблизился с профессиональной деятельностью (хоть было бы приятно пописать на эту тему смазливые мемуарчики), а просто совсем не осталось времени на что-либо. Раньше многого не делал из того, что приписывают профессиональные принципы и сходило с рук. Сейчас же и в таком отношении совсем не справляюсь. Да и банально, в конце августа ушла опытная учительница математики, тянущая большое количество учебных часов (получила выгодное предложение). Ее уроки раскидали на всех. А мне и так много было. Вон, синица по ветвям прыгает. Ей не легче моего, но самолюбие одеяло на себя тянет. Снег отлетел. Пойду и я. Еще журнал заполнить надо.
Дорогой дневник, параллельные прямые пересекаются, значение косинусов и синусов могут быть больше единицы, а в некоторых алгебрах можно и на ноль делить. Мир не так прост.
Дорогой дневник, за весну-лето прочитал отличные-великолепные книги. Спешу поделиться.
1. Фазиль Искандер "Кролики и Удавы" Очень хочется назвать роман притчей, однако это нечто большее. Это целая политическая антология. Я всегда был аполитичен (знаю, что плохо), но эту книгу читал с упоением. В июне готовил длиннющее сочинение на тему "Пророки. Мыслители. Политики" (название менялось в процессе). Раза три сочинение переписал, но свою мысль донести так и не смог. Не стал публиковать. Роман Искандера несет в себе столько глубоких мыслей, в его строках скрыто столько великих людей! Карикатурки на наш мир (кролики и удавы) не высмеивают человеческих деятелей, а показывают пример некоторого образа стереотипного поведения. Это такой политический "Вишневый сад". Продолжать можно очень долго, но лучше читать.
2. Трилогия Владимира Сорокина "Путь Бро", "Лёд", "23 000" Понять произведение извне невозможно. Только ради него был написан мой предыдущий пост. Возможно похожие идеи уже были раскрыты другими авторами, но я такие примеры пока не встречал. Мы уже видели миры божественные, надбожественные, западная культура показывала нам "мутантов". Но здесь человек "просыпаясь" видит себя не "избранным", не сверхчеловеком. Сама человеческая (и не только человеческая) природа отдается на поругание. Новое существо смотрит на мир и не видит отличие между человеком и табуреткой (не фигурально). Лично для меня - шедевр! Очень рекомендовал бы первое произведение из трилогии "Путь Бро". Как писал один из критиков, цензура встречается в романе так редко, что его даже можно давать детям.
3. Майя Кучерская "Тетя Мотя" Филолог написала роман для тех, кто любит читать свой язык. Действие романа полностью согласуется с формой: главный герой - журнальный редактор. В произведение, как и в вышеперечисленные влюбился. Особенно зацепили два момента: описание бытийных моментов людей, мимо которых проезжает героиня в поезде и аналогичное, но в Испании. Соответственно, в первом варианте грусть, отчаяние, ненависть, боль, в втором - яркость, страсть, радость. И еще, если попробовать написать краткое содержание романа, получится вшивый бульварный роман. Если читать внимательно, удивительное произведение! Ну и...полнейшее отчаяние. Каждые страниц 10. Как мне мог не понравится такой роман?!
Так долго писал пост, что успел прочесть еще одну книгу.
4. Майя Кучерская "Бог дождя" Вот тут я понял, что ж такого удивительного у Кучерской. Это ее герои. Живые, настоящие, хорошие и плохие сразу, но настоящие! Не картонные. Со всеми героями знакомишься постепенно с разных сторон (как в жизни?), пока они не исчезают из жизни героя (как в жизни!). В романе идеально все: сюжет, форма, средства. Форма меняется от характера повествование, как и темп. Здесь уже не взрослая состоявшаяся Марина ("Тетя Мотя"), а молодая Аня. Она совершенно не понимает мира вокруг себя и он стремительно меняется с каждым днем. Ее собственный мир. Роман в два раза меньше "Тети Моти", но событий больше раз в 8. А какие обороты! Уже на первых страницах меня покорила "не мертвая, а живая тишина" на лекциях университета. Но это мелочи.Вот на последних страницах Анна несется на велосипеде по московским дворам и представляет, что если бы был в ее руке пистолет, то она стреляла бы во все окна. И сразу же после этого на землю осколками сыпятся ее надежды. Майя Кучерская, кажется, взорвала шар, наполненный чистой поэзией над своим романом так, что его содержимое расплескалось по страницам прозы. Это книга не зря отмечена различными наградами.
Дорогой дневник, когда я читаю книги, стараюсь концентрироваться на тексте, но не могу — слышу каждый шорох. Быть может оттого вчитываюсь в каждое слово книги — не упустить самое важное! С другой стороны, читая, я с дикой силой влюбляюсь в всех хороших-плохих-абы каких героев. Когда я читаю книгу, то проживаю не только свою жизнь, но и жизнь главных героев. Даже если книгу отложил, и даже если на неделю. Именно поэтому так хочется курить, читая Стругацких. Именно поэтому хочется напиться, перечитывая Ерофеева. Именно поэтому окружающий мир меркнет от Мураками. Именно поэтому сбивает дыхание (и хочется бежать) от пастернаковского Живаго. Дорогой дневник, я так себе читатель. Но читатель. И стараюсь нести это звание с высоко поднятой головой. Итак, как читать книги? Не знаю. А ты?
Дорогой дневник, если бы меня спросили (но таких дураков нет) о системе образования, как цельном механизме, предложил бы такую метафору. Представь себе приличного такого дяденьку, который днем ходит на очень высокооплаченную работу в хорошей должности и костюме. Внешне. А внутренне, это психически нездоровый алкоголик, который сразу после работы упивается в зюзю (доску/ноль/хлам) и с размаху бьет себя молотком по всевозможным органам.
Доорогой дневник, профессия берет свое. Как бы не отплевывался, не отмелчивался, а все же, сечас наткнулся в социальной сети на видео где куча моих детей участвовало в соревнованиях с выездом и умиляюсь. Какими же они хорошими могут быть!
Дорогой дневник, мечты остаются мечтами, а цели достигаются благодаря выбраным средствам и их количеству. Один хороший парень с факультета БЖД УрГПУ когда проводил семинар подготовки к конкурсу "Моя инициатива в образовании" сказал хорошую вещь: "Если вы поставите перед собой цель и будете за ней следовать, то обязательно достигнете. К примеру, если вы поставите перед собою цель попатья в Питер, то обязательно попадете. Другое дело, что на этом ваш проект закончится." Так и вышло. Я не пониал первый проект студии (при математическом факультете) и попал в Питер. И приехал из Питера с кубком, но не победой. Следующий проект студии "театр ИМАГИРО" (про него очень много написано в прошлом дневнике) мне очень нравился. Я в него не верил, так как считал слишком глобальным-большим-серьезным, но любил. Пусть над ним работало большое колиество человек, но я чувствую, что мой вклад был не мал. Я считаю эту победу своей (пусть я не прав).
О чем я, Дорогой дневник? Нет, не про "Театр ИМАГИРО". Про Цель.
Работая учителем наиболее остро воспринимаешь сколько может достигнуть один маленький человечек. Можно стать мировым ученым, закалачивающим гранты, профессиональным музыкантом, юристом, правительственным послом, монахом, нейрохирургом и пр. Можно достигнуть чего угодно. Но нужно приложить для этого много сил.
А грустно было и уныло, печально, да ведь? Но все осветит, все, что было, исправит память Б. Рыжий
Дорогой дневник, всё, что было в прошлом, в прошлом и остается. Даже если у нас в руках кусочки (или осколки) прошлого. Это не оно само. Только воспоминания. И у нас так много всего было. Хорошего. А некоторое вроде и было хорошим, а сейчас таким уже и не кажется. Даже радостно, что это лишь прошлое. А раньше. Было так здорово. Так бы не хотелось к нему возвращаться. Ты меня понимаешь? Вот от этого мне и грустно. Что все так изменилось.
Дорогой дневник, послушал апокриф: "Что важнее: я или мы?" (культураtv) Очень удивительная и глубокая тема, какой бы плоской не казалась. В программе ведущий ставит вопрос: "Чего в нашей сегодняшней культуре больше?" Каждый из выступающих отвечает по своему, и каждый конечно прав. Захотелось задуматься. У нас какая-то фантастически фанатичная культура (культура масс, культура наиболее активных). Если при социализме это было (почти замятинское) "мы", то сейчас тотальное и безоговорочное "я", не допускающее ни каких "но". Характер и следствия крайностей не вижу необходимости обсуждать.
Дорогой дневник, читаю тут В. Сорокина. Не то чтобы нравится, но когда начинаю анализировать прочитанное становится довольно интересно и захватывающе. Но это не цель моей записи. На фоне "Пути Бро" начали сниться какие-то ну совсем странные сны. Сегодня снилось, что очень долго звонил будильник. Проснулся. Проверил. Не звонит. Видимо сон. Был какой-то гигантский сон, в котором я жил, а по ночам лунатничал. Длинный сон. Во время этого сна снес рукой кружку с водой с тумбочки. Еще вчера что-то дико интересное было, но пока писал память слишком проветрило. Короче говоря, "Снится, что мне не дожить до весны, снится, что вовсе весна умерла", бла, бла.
Дорогой дневник, в детстве мама не позволяла собирать ягоды, фрукт или грибы в прямой близости с автомобильной дорогой. Конец ремарки. Трасса Екатеринбург-Нижний Тагил состоит из двух достаточно просторных односторонних дорожек. Кое где расстояние довольно приличное (ну трасса ж!). На небольшом участке, пока Наташа вела машину, разглядел тетенек, копающихся в земле. У них там огород. Прямо между двумя автодорогами трассы. ОГОРОД, Карл!
И маленькая цитатка из Владимира Сорокина: "счастье — это когда хлопот невпроворот и некогда задуматься"
Давно не читал чего-то такого, что не просто "трогало", а прямо брало за самое живое. Как фильм, в котором мы сопереживаем герою, но спустя пару часов уже и не задумываемся о нем. Здесь же все совсем иначе. Эмоции, сопли и пр. Знаете чем Б.Рыжий отличается...к примеру от смертно меня? Это удивительно, но именно умением/возможностью необходимостью сопереживать всем окружающим людям. Последнее слово здесь самое важное. Нет, не есенинским животным, не некрасовским красотам, нет. Людям. Умным, красивым, бездарным, счастливым, несчастным, откровенным, лживым, черствым, отзывчивым, строгим, отчаянным, мерзким, отвратительным, убогим. Всем! Мы, простые смертные, от этого страшно далеки. Всевышний завещал любить всех, но я же порой (за других не отвечаю) некоторых иногда прямо презираю. В чем каюсь, но от своей сути не ухожу. У Рыжего же почти в каждом стихотворение безразмерное сострадание всем окружающим. Но здесь разговор вовсе не про поэтов. Но про поэтику. Вот представьте себе человека мерзкого, утратившего нравственные идеалы, к тому же алкоголика. Это такая неприятная внешность, ведь мы привыкли по внешности встречать! Но! Главная героиня Михаила Артюшина вовсе не такая. Она чувственная любящая. Каждый ее шаг сопряжен с переживанием. Но это еще фигня, мелочи! У нее не осталось ни одного близкого человека. Ее мир - преисподняя на пороге Нового года. Не чистилище, но уже почти гиена. Мир, в котором самое близкое существо - да, это собака - и то не имеет возможности хоть на секунду прижаться к родной хозяйке. Это такая страшная боль, отзывающаяся тоской по всем своим родственникам и по себе самому. Уж скоро неделя после прочтения рассказа, а боль как только до середины дочитал... И вот теперь про внешность. Написанное выше, поверхностный взгляд на героиню. Да, она такая. Но, ничего в этом мире не происходит случайно. И этот поверхностный взгляд (внешность) кажется рваной, заляпанной краской и жирными руками, обложкой замечательной книги. А вот тут уже совсем цензура кончилась...(спойлер)А знаете отчего хочется локти кусать и на стену лезть? На пороге финала главная героиня пытается совершить самоубийство - перешагнуть через балконное ограждение - но она так стара, слаба и пьяна, что у нее нет возможности этого сделать. И когда она возвращается в кровать укрывая ноги шалью, так будто ложится любимая собака (которую больше всего на свете хотелось бы иметь рядом), становится еще больнее, чем если бы она смогла сделать этот шаг. Впрочем, финал определен уже самим названием. Если что-то из этого жуткого сумбура каким-то странным образом отразилось в вашем сердце, можете прочитать рассказ Михаила Артюшина "Последний Новый год" (Урал 2016, 10).
В белом поле был пепельный бал «В белом поле был пепельный бал...» – вслух читал, у гостей напиваясь, перед сном как молитву шептал, а теперь и не вспомнить, признаюсь.
Над великой рекой постою, где алеет закат, догорая. Вы вошли слишком просто в мою жизнь – играючи и умирая.
Навязали свои дневники, письма, комплексы, ветви сирени. За моею спиной у реки вы толпитесь, печальные тени.
Уходите, вы слышите гул – вроде грохота, грома, раската. Может быть, и меня полоснул тонким лезвием лучик заката.
Не один ещё юный кретин вам доверит грошовое горе. Вот и всё, я побуду один, Александр, Иннокентий, Георгий.
Дорогой дневник, знаешь что люди любят делать много больше, чем считать собственные деньги (хоть и это мало кто умеет)? ... Ничего так не подогревает пыл народа, как чужое благосостояние. Честное или не честное, да какая разница... Дорогой друг, я как и ты далек от всеразличных медиа, и мой опыт ограничевается малым количеством интернет порталов (не более 4). И вот, когда все они (особенно многочисленные друзья в вконтакте) вываливают на меня кучу информации от о великом герое Навальном, совращенности деньгами официальных правителей и (главное) большом количестве народных выступлений по этим поводам в городах России, начинаешь очень остро ощущать слово "патриотизм" у себя внутри. Люди не хотят учиться ни на своих, ни на чужих ошибках. Как будто мир ослеп и оглох.