Рррррррь!
Помнится когда-то давно читал в каком-то литературном издании интересную статью, в которой автор рассказывал в пареллели о фильме "Криминальное чтиво" и "Сердцах четырех" Сорокина. Надо признать, статья очень интересная. Но то литературовед, а я-то кто? Но я и пишу не в литературный журнал, а в блог, который, надеюсь, никто уже не читает.
Так вот. Кто такая Клара? Это своеобразный робот, созданный для удовлетворения нужд детей в личном помощнике. Это пока не спойлер - они будут дальше - об этом говорится в самом начале книги. Книга вполне традиционная для Исигуро - выдуманный мир, который является местом довольно схожим с нашем. Читал у него "Погребенный Великан" и "Не отпускай меня". Великана трудно сравнивать, а вот "Не отпускай меня" - буквально копия рассказа про Клару. И, главное, все три произведения построены одинаково - до самого конца многое не понятно, потом нам раскрывают все карты, потом еще страниц 30. Зато жанровое разделение мощное: Великан = лже-фэнтези, "Не отпускай меня" = трогательная мелодрамма, "Клара и Солнце" = сказка. Причем, сказка в самом лучшем смысле.
Итак, Клара - главный герой книги, более того, она - рассказчик. И, самое сложное - описать саму Клару. Во-первых, внешность - мы ничего этого не знаем. Во-вторых, ее понятийный аппарат - это на стольке же просто, на сколько не описуемо. Это как очень сообразительный ребенок, который родился на первой странице книги и прямо сеййчас (перед нами) описывает окружающий мир, давая ему простые названия: Здение РПО, машина КОТЭ, прямоугольная деревяшка (угадай что это? телефон!), Кофейная Чашка (это женщина, которая напоминает перевернутую чашку), Солнечная фигура. Солнце занимает отдельную роль в книге - это Бог. А может и не Бог, это дискуссионный вопрос. И на протяжении всей книги Клара будет испытывать к нему некое не столько религиозное, сколько какое-то первобытное суеверное чувство. И в этом она удивительно похожа на совсем другую героиню из совсем другой не-сказки (наверное даже анти-сказки) - Зулейху из одноименного рассказа Гузели Яхиной. Зулейха привыкла к суевериям в своем очень маленьком мире, состоящим из маленького дома, бани и злой свекрови. Когда врываются расноармейцы и ломают весь ее мир, она погружается в какой-то новый необъятный мир, в котором она в точности как и Клара дает названия всему сама и вешает ярлыки на всё, что она не может объяснить. Более того, в один момент у Зулейхи появляется сын и теперь она, как и Клара должна его оберегать и оказывать всяческую помощь. Но и это не все, (и это самый главный спойлер), в кульминации страниц за 30 до окончания в точности как Зулейха спасает своего сына, Клара спасает свою Джози - в обоих случаях виновата мистика. Отмечу, что в рассказах есть некоторые сходства, но они слишком разные, сравнений не много. В отличии от сравнения Клары и Зулейхи: робот из будущего и юная татарская девушка идентичны. Но это никак не оскорбляет достоинства Зулейхи, потому что Клара - особенная. В первой же главе (ну и в последней) Администратор многократно отмеает на сколько Клара отличается от всех работов в своем магазине. Этот робот удивительно трогательнй человек. Не верите? Перечитайте как Мама касается свитером щеки Клары, когда пытается отгородить ее от мистера Капальди. Клара (робот) удивительно трогательный и чуткий человек. Да, она не понимает очень многое, но она всегда разбирается со всеми проблемами с Джози.
В конце скажу, что Исигуро оставляет нам очень много вопросов: Что было бы если Джози не пережила болезнь, как бы Мама жила с Джози-Кларой? Возможна ли вообще мирная жизнь в мире с такой жесткой дифференциацией на форсированный и нефорсирвоанных с мощным ущемлением вторых (Что делает Рик пи своем последнем упоминании? собирает "скрытый анализатор данных")? То, к чему весь рассказ клонит мистер Капальди, действительно ли ИП и ИД несут в себе скрытую опасность для Человечества или это бредятина?
Отдельно скажу про особую мистичность, которую вкладывает в своих персонажей Исигуро. Сравню его персонажей с перосанажами Данны Тартт: они как картины максимально прорисованные и сколько не всматриваешься, видишь новые грани, и даже если увидишь мельком - изумишься. Персонажи Исигуро - манекены. При первом столкновении с ними (разве только Джози небольшое исключение): сколько им лет? как они выглядят? какую одежду носят? как себя ведут? что их беспокоит? и множество других вопрос - все остается без ответа. Все они как искуственные марионетки движутся туда, куда им указывает автор до определенного момента, в котором ("О, Господи!") ты узнаешь, что это настоящий человек, полный чувств, с интересной историей. Всопомните Папу Джози - про него начинают говорить еще когда Мама везет Клару смотреть на Водопад. Что о нем рассказывают? Про его работу. Да, там даже раскрывают крохотные черты его характера, которые (до поездки в город мы об этом не узнаем) не говорят о нем абсолютно ничего. Бам! И так происходит с каждым героем романа. Даже Помощница Мелания в какой-то момент раскрывается в переживании за Джози. Хочется сделать вывод, что Кадзуо Исигуро - сказочник и всегда им был. Вспомните "Погребенного великана" - это же сказка, только очень-очень грустная. В отличии от "Клара и Солнце". Это прекрасная сказака, которую можно и нужно читать именно в такие времена, когда все рушится вместе с надеждами и не остается ничего. Разве только свет. Свет Солнца. Это именно то, во что верила Клара.