старый добрый Тигрррь
Рррррррь!
Давно не читал чего-то такого, что не просто "трогало", а прямо брало за самое живое. Как фильм, в котором мы сопереживаем герою, но спустя пару часов уже и не задумываемся о нем. Здесь же все совсем иначе.
Знаете чем Б.Рыжий отличается...к примеру от смертно меня? Это удивительно, но именно умением/возможностью необходимостью сопереживать всем окружающим людям. Последнее слово здесь самое важное. Нет, не есенинским животным, не некрасовским красотам, нет. Людям. Умным, красивым, бездарным, счастливым, несчастным, откровенным, лживым, черствым, отзывчивым, строгим, отчаянным, мерзким, отвратительным, убогим. Всем! Мы, простые смертные, от этого страшно далеки. Всевышний завещал любить всех, но я же порой (за других не отвечаю) некоторых иногда прямо презираю. В чем каюсь, но от своей сути не ухожу. У Рыжего же почти в каждом стихотворение безразмерное сострадание всем окружающим.
Но здесь разговор вовсе не про поэтов. Но про поэтику. Вот представьте себе человека мерзкого, утратившего нравственные идеалы, к тому же алкоголика. Это такая неприятная внешность, ведь мы привыкли по внешности встречать! Но! Главная героиня Михаила Артюшина вовсе не такая. Она чувственная любящая. Каждый ее шаг сопряжен с переживанием. Но это еще фигня, мелочи! У нее не осталось ни одного близкого человека. Ее мир - преисподняя на пороге Нового года. Не чистилище, но уже почти гиена. Мир, в котором самое близкое существо - да, это собака - и то не имеет возможности хоть на секунду прижаться к родной хозяйке. Это такая страшная боль, отзывающаяся тоской по всем своим родственникам и по себе самому. Уж скоро неделя после прочтения рассказа, а боль как только до середины дочитал... И вот теперь про внешность. Написанное выше, поверхностный взгляд на героиню. Да, она такая. Но, ничего в этом мире не происходит случайно. И этот поверхностный взгляд (внешность) кажется рваной, заляпанной краской и жирными руками, обложкой замечательной книги.
А знаете отчего хочется локти кусать и на стену лезть? На пороге финала главная героиня пытается совершить самоубийство - перешагнуть через балконное ограждение - но она так стара, слаба и пьяна, что у нее нет возможности этого сделать. И когда она возвращается в кровать укрывая ноги шалью, так будто ложится любимая собака (которую больше всего на свете хотелось бы иметь рядом), становится еще больнее, чем если бы она смогла сделать этот шаг. Впрочем, финал определен уже самим названием.
Если что-то из этого жуткого сумбура каким-то странным образом отразилось в вашем сердце, можете прочитать рассказ Михаила Артюшина "Последний Новый год" (Урал 2016, 10).